История Донецкой железной дороги берет начало в середине XIX века, когда в Российской империи возникла острая потребность быстро доставлять грузы на дальние расстояния.
В частности — уголь и металл в Черноморский и Азовский порты. С появлением железной дороги резко активизировалось развитие Донбасса: вдоль дороги, как грибы после дождя, росли сталеплавильные и доменные заводы, открывались новые карьеры по добыче соли, руды, гипса. Со всей России сюда устремились крестьяне на заработки – на Донбасс. В пределах Донбасса (332 версты) были построены три участка: Лозовая-Славянск, Славянск-Никитовка, Никитовка-Таганрог, а также грузовые и грузопассажирские станции Славянск, Краматорская, Константиновка, Никитовка, Таганрог и Ханженково.
Железнодорожная станция Ханженково находится по адресу: 286141, Донецкая область, Макеевка, Советский район, ул. Вокзальная, д. 1. Географические координаты станции: 48.085812° с.ш. 38.07756° в.д. Станция Ханженково соединяет линии Ясиноватая-Иловайск и Горловка-Иловайск.
Время возникновения, открытия, сооружения, постройки — 19 июля 1869 года. Автор железной дороги купец – Самуил Поляков.
Здание станции Ханженково прямоугольное, одноэтажное, кирпичное, светло-бирюзового цвета. Было отреставрировано в 2009 году. Внутри вокзал (пассажирское здание) поделен на служебные и пассажирские помещения. Служебные помещения — комнаты начальника станции и его помощника, ламповая для хранения ламп, свечей и фонарей, кладовая, касса, аппаратная реле устройств сигнализации, помещение дежурного по станции. Пассажирские помещения — зал ожидания, буфет, кассовый зал.
Вдоль станционных путей помимо платформы и вокзала располагаются сарай для хранения путейского инструмента, туалет, багажное отделение.
Вдоль платформы расположен ряд осветительных фонарей.
Нынешняя железная дорога изначально не была предприятием государственным. С 1868 года строительство и эксплуатацию железной дороги проводили концессионеры – частные компании.
Сначала управление этой железной дороги возглавлял сам Самуил Поляков. Но затем его позвали на другие перспективные магистрали (он даже получил прозвище «Железнодорожного короля России»). И на посту управляющего дорогой оказался Отто фон Ганн, председатель правления «Общества Курско-Харьково-Азовской железной дороги».
1 февраля 1891 года, Курско-Харьково-Азовская железная дорога была выкуплена государством у частных владельцев.
Нынешние назначение станции — продажа билетов на пригородные и пассажирский поезд «Ясиноватая-Успенская». Актуальное расписание электричек по станции Ханженково содержит всего 10 электричек (пригородных поездов), которые соединяют Ханженково с такими станциями и населенными пунктами как Ясиноватая, Иловайск, Успенская, Дебальцево. Ближайшие станции и остановочные пункты Канатный Завод, Криничная, Харцызск.
Нет в тебе ни яркого, ни звонкого,
Вкраплённая в кружево дорог,
Маленькая станция Ханженково –
Пристань дальних странствий и дорог
(В. Яковенко)
Из архива музея «История Советского района» при МУДО «ЦДЮТ № 2»